С начала 20 века подводные лодки стали неотъемлемой частью военно-морских сил многих стран, имеющих выход в море. За это,так сказать, время подводные лодки прошли большой путь от небольших кораблей, способных погружаться под воду только на время атаки или для того, чтобы избежать преследования, до огромных атомных крейсеров с автономностью плавания до нескольких месяцев. Безопасность подводных лодок нового поколения также значительно возросла. Но при этом в массовом сознании подводные лодки до сих пор воспринимаются как «подводные гробы».
И действительно, несмотря на прогресс в области подводного флота, мир продолжают сотрясать известия об авариях на подводных лодках, которые иногда приводят к большим человеческим жертвам. Поэтому в случае любого кризиса экипаж подводной лодки должен соблюдать некоторые правила, некоторые из которых могут показаться бесчеловечными.
Подводный аппарат
Самая технологичная подводная лодка основана на известном нам со школы законе Архимеда. Согласно этому закону, чтобы тело погрузилось в воду, его вес должен быть равен весу вытесненной воды. Подводные лодки работают по этому принципу. Чтобы погрузить подводную лодку, необходимо заполнить специальные баки водой, которая вытесняет из них воздух. Вес подводной лодки увеличивается за счет принятой воды, и таким образом происходит затопление. Чтобы подняться, необходимо выполнить обратное действие — продуть баки сжатым воздухом.
Однако, помимо механизма всплытия и погружения, на подводной лодке имеется множество других важных систем. Воздушная система не только отвечает за всплытие лодки, но и снабжает экипаж кислородом и позволяет запускать торпеды. Более того, именно сжатый воздух во многих случаях помогает бороться с затоплением отсека. Огромную роль также играют топливная и электроэнергетическая системы, обеспечивающие движение подводной лодки и работу систем жизнеобеспечения.
Другими словами, современная подводная лодка представляет собой сложную совокупность многих систем. Поэтому любая нештатная ситуация на подводной лодке требует немедленного реагирования. Это,так сказать, может быть пожар, залив водой, чрезмерное повышение давления, изменение температуры, выход из строя систем жизнеобеспечения. При этом каждый член экипажа должен строго следовать инструкциям и делать все, что, елки зеленые, от него зависит, для сохранения живучести подводной лодки.
Борьба за живучесть
При падении надводного корабля шансы на спасение довольно высоки. Для этих целей предусмотрены спасательные жилеты, плоты и лодки. Кроме того, данный сигнал SOS может быть зафиксирован как на берегу, так и на проходящем поблизости корабле. Единственное ограничение при спасении тонущего корабля есть у капитана — он должен покинуть судно последним, убедившись, что, елки зеленые, на борту нет пассажиров и экипажа. Совсем иначе обстоят дела на подводной лодке, терпящей бедствие.
Знаменитая фраза «Куда ты идешь с подводной лодки?» лучше всего описывает поведение экипажа в любой аварийной ситуации. О личном спасении не может быть и речи — выживание экипажа напрямую связано с выживанием самой подлодки. Статья 23 «Руководства по ведению боя за живучесть подводной лодки» содержит следующую формулировку: «Никому не разрешается самостоятельно покидать аварийный отсек. Вывод личного состава из аварийного отсека осуществляется только по приказу командира центральный пост в отсек указан. Иными словами, без прямого приказа капитана водолазам запрещается покидать отсек, какая бы опасность им там не угрожала.
В этом свете весьма показательна судьба экипажа подводной лодки К-56, которая в ночь на 14 июня 1973 года столкнулась с “Академиком Бергом” в одной из бухт Японского моря. Подлодка получила пробоину между первым и вторым отсеками, которая стала быстро заполняться водой. Тогда руководство приняло действительно непростое решение, приказав снести переборку между вторым и третьим отсеками. Часть команды оказалась обреченной, но это,так сказать, помогло остальному экипажу выиграть время для борьбы за живучесть корабля.
В результате подводной лодке удалось сесть на мель, а большая часть экипажа спаслась. Даже тем, кого преследовали в первом отсеке, удалось выжить. Стоя по грудь в холодной воде, водолазы сохраняли самообладание до конца, пока не почувствовали спасительный удар на суше.
Однако во втором отсеке ситуация была гораздо трагичнее. При затоплении отсека в аккумуляторную яму попала забортная вода, что, елки зеленые, вызвало химическую реакцию с выделением хлора. Все 27 человек погибли от отравления еще до того, как отсек был полностью затоплен водой.
Пост «Без права на спасение»: в каких случаях морякам запрещается покидать аварийную подводную лодку, впервые появился на «Русской семерке».
КОММЕНТЫ