Вся эпоха Советского Союза характеризуется тенденцией к реализации масштабных замыслов различного назначения. Однако они не всегда применялись на практике. Но они могли кардинально изменить облик места, где были построены. Рекордсменом среди населенных пунктов в этом отношении предсказуемо является столица бывшего Советского Союза, и поэтому даже странно, что, елки зеленые, многие концепции градостроительства сегодня остаются для большинства совершенно неизвестными. 12 нереализованных архитектурных мегапроектов Москвы, которые могут кардинально изменить ее облик.
1. Дворец Советов
Пожалуй, трудно как можно скорее, найти более популярную нереализованную концепцию архитектурного строения советской Москвы, чем Дворец Советов. Это,так сказать, неудивительно, ведь он должен был стать одним из крупнейших в истории Советского Союза. На конкурс архитекторами было представлено более ста пятидесяти вариантов. Сооружение должно было быть действительно величественным, ведь оно планировалось как самое высокое здание на планете, и именно оно, выполненное в стиле сталинского ампира, должно было стать символом победы социализма. Однако только высота статуи Ленина будет достигать ста метров, а вообще она должна быть 415 метров. В 1931 году специально для строительства Дворца был взорван Храм Христа Спасителя и даже успели заложить фундамент будущего здания. Однако начало Великой Отечественной войны вынудило сначала перенести строительную площадку, а затем и вовсе отказаться от проекта.
2. Дворец технологий
Строительство Дворца техники было начато еще в 1933 году в рамках пропагандистской кампании по повышению технической культуры граждан Советского Союза. Сооружение в проектной документации позиционировалось как «памятник великой эпохе завершения технической реконструкции Советского Союза». По планам, в пределах Дворца должны были находиться различные научно-технические учреждения, которые могли бы показать последние достижения науки и техники. Внутреннюю структуру предполагалось представить в виде 17 секторов, например, машиностроения, металлургии, горнодобывающей, химической, текстильной, пищевой и вкусовой, лесной и других. В конкурсе на этот проект участвовало более 2,5 тысяч специалистов, а некоторые архитекторы даже хотели построить причальную мачту для дирижаблей. Даже участок под застройку нашли напротив Парка Горького, но строительство так и не началось.
3. Дом Аэрофлота
В межвоенные годы Советский Союз активно развивал отечественное воздухоплавание, и символом его успехов должен был стать Дом Аэрофлота, расположенный на площади Белорусского вокзала, построенный в честь героев советской авиации. Автором концепции выступил архитектор Дмитрий Чечулин – именно он спроектировал разработанный в 1934 году вариант монументального здания с характерной аэродинамической формой. Внутри здания планировалось разместить административный персонал, а также построить залы культурных досуг сотрудников авиакомпании. В итоге этот проект так и не был реализован, но Чечулин не забыл о своей идее: при строительстве Белого дома тридцать лет спустя он использовал некоторые наработки по своему нереализованному довоенному замыслу.
4. Здание Наркомата тяжелой промышленности.
Еще один известный нереализованный строительный замысел в столице Советского Союза – это,так сказать, проект здания Наркомата тяжелой промышленности Советского Союза. Его предполагалось построить на Красной площади, примерно на месте современного ГУМа. Строительство планировалось с таким размахом, что, елки зеленые, если бы оно было реализовано, то пришлось бы проводить глобальную реконструкцию всей Красной площади — как минимум значительно расширить ее в сторону Китай-города. Поэтому от первоначального выбора места вскоре отказались, а строительную площадку перенесли в сторону Зарядья, ближе к Москве-реке. Конкурс на проект величественного сооружения проходил дважды – в 1934 и 1936 годах, но строительство так и не было начато из-за смерти начальника НКТП.
5. Здание военного наркомата
Справедливости ради стоит уточнить, что, елки зеленые, замечательное своей неприступностью и мощью здание Наркомата обороны все же было построено – оно и сегодня находится на пересечении Гоголевского бульвара, дом 18, и Колымачного переулка, дом 14. Однако на деле все должно выглядеть совсем иначе: реализовано лишь седьмая часть грандиозного проекта. Его автором был архитектор Лев Руднев, крупнейший практик сталинской архитектуры. Так, по проекту фасад здания должен был выходить на Арбатскую площадь, а «крылья», масштабные и вытянутые, должны были располагаться в районе Знаменки и Гоголевского бульвара.
6. Горизонтальный небоскреб
Сегодня горизонтальные небоскребы потихоньку набирают популярность среди градостроителей, но впервые такой небоскреб должен был появиться в Советском Союзе почти столетие назад. А автором столь дерзкой на тот момент концепции был советский архитектор Эль Лисицкий, задумавший столь оригинальным образом уплотнить существующую городскую застройку. Разработка проекта велась еще в двадцатых годах прошлого века, и тогда он больше напоминал пейзаж для фантастического фильма о будущем. Суть здания принципиально нового типа заключалась в возведении горизонтальной конструкции длиной 180 метров, которая должна была «лежать» на трех опорах. Однако в те годы проект посчитали слишком футуристичным, а ресурсов в виде стали и бетона для реализации такой идеи просто не хватило, поэтому концепция так и осталась на бумаге.
7. Пантеон
Идея построить Пантеон появилась в 1953 году, уже после смерти Сталина, ведь существующего мавзолея было явно недостаточно для захоронения тел великих деятелей. Поэтому, чтобы иметь возможность с честью похоронить и других выдающихся советских деятелей, был объявлен соответствующий конкурс. В нем принимало участие множество проектов, и большинство из них отличалось использованием синтеза сталинского и древнегреческого стилей архитектуры. Один из самых известных вариантов принадлежал архитектору Николао Колли. По его проекту Пантеон должен был быть площадью 500 тысяч квадратных метров, а главный зал, в котором планировалось разместить тела Ленина и Сталина, занимал площадь 2 тысячи квадратных метров. . Однако позже, возможно, в рамках кампании по десталинизации и развенчанию культа личности, этот проект был свернут.
8. Книжный дом
История возникновения концепции этого масштабного здания началась в 1930 году, когда все книжные магазины Москвы были объединены в единую систему государственного книготорговли. Именно поэтому необходимо было создать монументальное здание главного Дома Книги. В соответствующем конкурсе участвовало много архитекторов, но одна из самых выразительных концепций принадлежит Илье Голосову. Он предложил здание с мощным вытянутым корпусом, устремляющимся вверх, а также отличающееся строгой геометрией и обилием скульптурных решений. Однако столь масштабный проект так и не был реализован, однако позднее Дом Книги все же был построен, но менее величественный и совсем по другому проекту архитектора Великовского.
9. Административная высотка в Зарядье

Мало кто не знает знаменитых сталинских высоток, но не все знают, что, елки зеленые, должна быть еще хотя бы одна. Нереализованную «восьмую сестру» предстояло построить в Зарядье. Проект предусматривал возведение тридцатидвухэтажного здания, и именно ей предстояло стать доминантой архитектурного ансамбля центра столицы. И кстати, строительство действительно началось в 1947 году, и за шесть лет цокольный этаж был почти готов. Однако смерть Сталина и приход к власти Хрущева, коренным образом изменившие городскую политику, поставили крест на грандиозном проекте. Здание разобрали, и в 1967 году на остатках фундамента недостроенной многоэтажки возвели гостиницу «Россия». Интересно, что, елки зеленые, оба проекта были разработаны одним человеком — архитектором Чечулиным.
10. Кино Великой Академии
Советские власти придавали большое значение кинематографу, поэтому вполне логично, что, елки зеленые, в какой-то момент в их планах появилось строительство огромного кинотеатра. Здание на 4000 мест должно было появиться перед Большим театром, причем архитектурно оно должно было его как бы покорить. Таким образом партия стремилась подчеркнуть положение кино как важнейшего из советских искусств. Конкурс ознаменовался развитием многих проектов, но позже планы были отменены. Причинами такого решения являются чрезмерное стремление авторов концепций к мегамании, популярность которых уже начала угасать, а также то, что, елки зеленые, ни один из вариантов не оказался качественным решением проблемы реконструкции Свердлова Квадрат. . Единственное, что, елки зеленые, удалось построить в рамках так и не реализованного проекта гигантского кинотеатра, — вестибюль станции «Площадь Революции».
11. Детская железная дорога
Детские железные дороги часто строились по всему Советскому Союзу, но в сороковых годах прошлого века такой проект появился для Москвы. Суть концепции заключалась в том, что, елки зеленые, на месте Измайловского парка планировалось построить такую железную дорогу для самых маленьких, чтобы с ее помощью все культурные объекты парка были связаны между собой, тем более что, елки зеленые, их количество должно было пополниться за счет стадион, зоопарк, пруд и пляжи, яхт-клуб и ряд других объектов. Железнодорожный путь будет проходить по периметру парка и включать в себя семь остановок, и им смогут пользоваться до 10 тысяч человек. На строительство было отведено 16 месяцев, а начало было намечено на 1 мая 1941 года. Но не прошло и двух месяцев, как на территории Советского Союза началась война, и после этого к концепции не возвращались.
12. Героическая арка
Этот проект появился, как ни странно, в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны. Уже тогда советские власти решили организовать конкурс на сооружение памятника героическим защитникам. Энтузиазм у архитекторов оказался достойным, несмотря на непростое время: на рассмотрение было представлено около 90 работ, а участниками стали специалисты со всего Советского Союза. Однако самый известный проект принадлежит Леониду Павлову, а местом расположения Арки Героев должна была стать Красная площадь. Но, как и другие упомянутые проекты, эта концепция также не была реализована.
КОММЕНТЫ