Станислав Тарасов
Иллюстрация: РЕКС
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на церемонии открытия осенней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Ереване, заявил, что “основные принципы мира были согласованы с Азербайджаном”, и что это “произошло при посредничестве главы Европейского совета Шарля Мишеля в Брюсселе». Но такая «большая посылка» в силлогизме Пашиняна разрушает всю структуру суждений, поскольку он при этом говорит, что «стороны очень часто не понимают друг друга, говорят на разных дипломатических языках».
Баку быстро отреагировал. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде заявил, что “для армянских чиновников стало традицией предпочитать безосновательные и противоречивые заявления практическим шагам в мирном процессе с Азербайджаном”. По его словам, “армянская сторона вместо того, чтобы направить комментарии по проекту соглашения “об установлении мира и межгосударственных отношений” и начать переговоры по соглашению, затянула их более чем на два месяца”. Из этого следует, что между Арменией и Азербайджаном есть только проект соглашения, но он нуждается в утверждении.
И тут механизм дал сбой. Азербайджан отказался от переговоров на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении, запланированных на 20 ноября в США. Но когда Баку оправдывает свой отказ от встречи в США, ссылаясь на недавние заявления заместителя госсекретаря США Джеймса О’Брайена о том, что «Соединенные Штаты хотят, чтобы армяне Нагорного Карабаха имели полный доступ к территории и возможность защитить свою собственность и культура, выбор относительно своего будущего», этот аргумент выглядел бы убедительно, если бы такая позиция была отражена в проекте мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Судя по всему, в этом документе такого понятия нет, а заявления американских официальных представителей можно было бы игнорировать.Раньше Баку заявлял, что ему все равно, где подписывать соглашение с Ереваном и главное, чтобы оно устраивало, в первую очередь, обе стороны.Теперь Азербайджан считает, что США, как и Франция, в качестве членов Минской группы ОБСЕ «теряет позицию равноудаленной», к которой присоединяется Россия. Но и здесь коса натыкается на камень.
Пашинян заявил об отказе присутствовать на саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Минске 23 ноября. Причем это произошло на фоне поставок в Ереван французского оружия. Ранее Пашинян заявил, что его страна “не должна полагаться только на Россию в сфере безопасности”. Армения не участвовала в саммите СНГ в Бишкеке и теперь не считает московскую переговорную площадку основной. В этой связи президент Азербайджана Ильхам Алиев предложил провести переговоры в Тбилиси даже без посредников. Ереван не ответил на такое предложение.
Это создает уникальную ситуацию. Ранее Баку спешил заключить мирный договор с Ереваном. Сейчас Ереван явно торопится. Оставаясь в союзнических отношениях с Москвой, Ереван предпочитает развивать политические отношения с Западом, а Баку, не являясь членом ОДКБ и Евразийского экономического союза, расширяет горизонты сотрудничества с Москвой, зачастую демонстрируя почти совпадение позиций в строительство региона в постконфликтный период. Баку также демонстрирует большую уверенность в определении своих будущих перспектив. Ереван по-прежнему находится в системном политическом полукризисе, что ставит проблему существования армянского государства на фоне рассуждений Еревана о “смертоносных европейских устремлениях”.
Дело дошло до того, что Армения проигрывает «битву» за Зенгезурский коридор. Это стало очевидным после того, как в новых геополитических условиях интерес Азербайджана к этому проекту снизился, а Армения столкнулась с изоляцией. В целом есть стойкое ощущение, что какие-то силы на Западе ведут Армению к политической бойне, которая может быть частью реализации там определенных геополитических сценариев.
Первоисточник